Что такое земли общего пользования в снт

 

Вы узнаете, что такое земли общего пользования (ЗОП) и чем грозит самовольный захват территории. Расскажем о самозахвате СНТ, что бывает за захламление земельного участка, куда жаловаться при выявлении незаконных действий и как оформить надел в собственность. В государстве существуют земли общего пользования. В частности такие участки есть в СНТ или в садоводстве. Граждане имеют право общего использования таких земель. Что это такое? Как арендовать?

Сравнение понятий

В разных законах применяются разные понятия для обозначения рассматриваемых объектов:

  • статья 262 ГК и статья 85 ЗК оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

    ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

    1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
    2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».
СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в отдельной статье.

В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

На нашем сайте вы найдете много материалов, рассказывающих о праве пользования ЗУ, и не только теми, которые являются землями общего пользования. Из них вы узнаете:

  • В каком случае требуется оформление государственного акта?
  • Кому дается и что означает право безвозмездного пользование ЗУ и в чем особенность такого срочного пользования?
  • Что значит право на постоянное бессрочное использование участка и как быть, если оно прекращено?
  • Что означает разрешенное использование ЗУ и что подразумевают под использованием ЗУ не по целевому назначению?
  • В чем особенности использования земель сельскохозяйственного назначения?

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях , 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Незаконный захват участка в СНТ

Фото 2

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению. А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии. В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Глава II Как распорядиться землями общего пользования членам садоводческого некоммерческого товарищества  Читать онлайн, без регистрации

Глава II Как распорядиться землями общего пользования членам садоводческого некоммерческого товарищества

Как правило, все имущество общего пользования на территории СНТ является собственностью граждан, а не юридического лица – СНТ.

Но в некоторых СНТ до настоящего времени имеет место право бессрочного пользования землей общего пользования для коллективного садоводства.

Это право обязательно сопряжено с правом юридического лица – садоводческого товарищества, так как все индивидуальные участки обязательно имеют своих индивидуальных владельцев – граждан, собственников или землепользователей.

Наличие общего имущества граждан на землях общего пользования, находящегося у СНТ на праве бессрочного пользования, в большинстве своем влечет приватизацию таких земель в общую собственность граждан – собственников недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на общие земли может быть оформлено только право собственности (а не аренда).

Согласно той же статье общее собрание членов СНТ обладает правом принятия решения о виде приобретенных прав на землю общего пользования – или собственность такого объединения как юридического лица, или общая совместная собственность членов такого объединения.

При принятии решения в пользу общей собственности граждан также возможны два варианта – совместная собственность (на основании ст. 4 и 28 указанного Федерального закона) или долевая собственность (на основании ст. 28 того же Федерального закона и ст. 244 ГК РФ).

Заявление на предоставление земель общего пользования в совместную собственность подается одно, подписанное всеми гражданами – будущими собственниками.

К заявлению прилагается заверенная копия протокола общего собрания членов СНТ о решении оформить земли общего пользования в совместную собственность.

Заявление на предоставление земель общего пользования в долевую собственность подается каждым гражданином (его представителем) с указанием доли. К заявлению прилагается заверенная копия протокола общего собрания членов СНТ о решении оформить земли общего пользования в долевую собственность.

Если кто-либо из членов товарищества решил не участвовать в приватизации общих земель, это означает, что он добровольно отказался от реализации права собственности на долю в землях общего пользования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому прежде чем принимать такое решение, надо вначале взвесить все возможные последствия такого отказа.

Земли общего пользования включают в себя, например, подъездные дороги к участкам (земля под дорогами).

Конечно, крайние участки, примыкающие к внешней границе территории СНТ, могут и не иметь потребности во внутренних подъездных путях, но это зависит от наличия автотранспорта у хозяев таких участков и наличия внешней дороги общего пользования (муниципальной или государственной). Для остальных садоводов подъездная дорога на территории СНТ – необходимость для реализации своего права собственности на индивидуальные участки. Однако и у первой категории садоводов также сохраняется потребность в общей земле для размещения инженерных сооружений (при условии, что они – участники общей собственности на объекты электросетевого хозяйства и т. п.) А оформление права собственности на общее имущество невозможно без оформления прав на землю, на которой оно расположено. Соответственно, отказавшись от права собственности на земли общего пользования, садоводы в первую очередь лишаются права безвозмездного пользования землей под дорогами. Управляющий СНТ (в качестве управляющего может выступать руководство самого СНТ по решению общего собрания), защищающий права собственников земли, принявших участие в приватизации земель общего пользования, имеет право брать плату за пользование чужой собственностью. В случае отказа оплаты управляющий имеет право лишить садовода, отказавшегося от доли в праве собственности на земли общего пользования, права пользования землей. Фактическим следствием будет невозможность пользования дорогой для подъезда к участку. Управляющий имеет право использовать любые законные методы для защиты прав остальных садоводов, в том числе с привлечением правоохранительных органов. Полный объем законных действий управляющего определяется договором об общем имуществе, который утверждает общее собрание участников общего имущества после оформления их прав на указанное имущество.

Пункт 3 статьи 28 Федерального закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дал гражданам право приватизировать закрепленные за ними участки в индивидуальном порядке.

Многие садоводы воспользовались этим правом еще задолго до введения в действие «дачной амнистии», а значит, приватизированные ранее участки были внесены в земельный кадастр и не подлежат вторичному кадастрированию.

В то же время очень часто приватизация таких участков проводилась с нарушениями закона – несоблюдением генерального плана организации и застройки товарищества, а часто и с оформлением в собственность лишних площадей.

Но главное – граждане, приватизировавшие ранее участки в индивидуальном порядке, понесли невыгодные для себя последствия. Они потеряли право на приватизацию земель общего пользования и теперь в соответствии с пунктом 5 ст.

20 ЗК РФ должны их выкупать уже по нормативной стоимости, что далеко не каждому по карману. Следовательно, неизбежно возникнут случаи отказа от права на приватизацию.

(Более того, некоторые садоводы, возможно, откажутся даже от своего права приватизации не только земель общего пользования, но и индивидуальных участков. На это могут быть и объективные причины – даже «бесплатная» приватизация обойдется гражданину в 200–300 долл. (с учетом всех землеустроительных работ), что для пенсионеров (преимущественный состав садоводов) является весьма существенной суммой).

В самом определении «отказные доли в общей собственности» заложено противоречие.

Формально оформление общей собственности не допускает разрывов: например, если из 50 членов СНТ заявления на приватизацию общих земель подали всего 38 граждан, земля оформляется только в их 38-долевую собственность (правда, такая ситуация может возникнуть лишь при оформлении долевой собственности, а при совместной собственности без выделения долей такой проблемы не будет). Но рано или поздно «отказники» захотят продать свои участки, или в товарищество придут наследники, получившие права на участок, кроме прав на те доли в общей собственности, от которых когда-то отказались наследодатели.

До недавнего времени также встречались случаи коллективной передачи земель в собственность граждан СНТ, формально основанные на практике выделения участков по статье 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», но влекущие обязательность оформления общей собственности для всех членов СНТ в императивном порядке, вне зависимости от их желания, хотя закона, регулирующего подобные принудительные акты, не существует.

До сих пор большинство сделок с земельными участками в СНТ осуществляются без учета долей в общей собственности. А ведь совершение сделок должно неизменно повлечь за собой обязательный перевод совместной собственности в долевую.

Вот почему садоводам сразу рекомендуется оформлять именно долевую собственность – эта форма все равно понадобится при первой же сделке по отчуждению приватизированного участка.

А вот «отказнику» будет нечего отчуждать при сделке, так как он в свое время отказался от своей доли в общем имуществе.

Вот только при сложившейся неправомерной практике неотражения перехода прав на доли в общем имуществе новый собственник не всегда сможет узнать, что ему передали «ущербную» собственность.

Но если новому собственнику, возможно, удастся вовремя расторгнуть сделку и вернуть деньги, то сособственники по СНТ могут потерять часть своих долей, так как «отказник» все равно сможет отсудить свою долю у них – ведь акт местных властей касался и его права на общую собственность (во избежание подобных ситуаций сособственники смогут уберечь свои интересы, взяв у гражданина письменный отказ от приватизации или удостоверив отказ письмом по описанной выше процедуре приватизации земель СНТ).

Вот почему можно было бы посоветовать оставить «отказные доли» как есть (не распределяя на доли между сособственниками), в соответствии с размером «отказавшихся» участков, только оформив их в общую совместную собственность членов, принявших участие в приватизации общей собственности. Вести учет затрат по таким долям будет СНТ, а при отчуждении «отказного» участка новому собственнику будет предложено приобрести соответствующую участку долю в общем имуществе. В стоимость доли войдут все затраты по такой доле, понесенные сособственниками и учитываемые товариществом на момент отчуждения доли.

Главной особенностью осуществления прав на общее имущество на территории СНТ является то, что право на участие в общем имуществе имеют члены (участники) юридического лица (СНТ), а приобретают (в момент регистрации) права собственников физические лица (рядовые члены СНТ). А СНТ как юридическое лицо, напротив, в момент регистрации прав на общее имущество утрачивает право пользования и владения им. Хотя после регистрации прав СНТ может также продолжить управлять частным имуществом граждан, но только с их согласия.

Что касается совместной собственности, то она является специализированным режимом права на общее имущество и допускается только в оговоренных законом случаях (в данном случае это ст. 4 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Основными признаками совместного имущества являются:

۷ равнодолевой принцип участия без закрепления размера долей в количественном выражении (п. 2 ст. 244 ГК РФ);

۷ соответствующий равнодолевой принцип распределения затрат на совместное имущество (п. 2 ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации; НК РФ).

«Доля» при совместной собственности не определяется, а ее размер – «плавающий». Текущий размер «доли» определяется как размер общей совместной собственности, деленный на существующее количество участников общей собственности.

Если количество участников общей собственности уменьшается или увеличивается, то и размер доли увеличивается или уменьшается (пропорционально) автоматически.

Долевая собственность граждан является естественным (обычным) видом права на общее имущество.

Основными признаками долевой собственности являются:

۷ долевой принцип участия с определением фиксированного размера долей в количественном выражении;

۷ соответствующий долевой принцип распределения затрат на общее имущество;

۷ специфический регламент при отчуждении доли, определенный ее фиксированным размером.

В СНТ – членской организации – возможны три принципа определения размера доли в общем имуществе при регистрации права собственности:

1) членский принцип, когда доля определяется как 100#, деленные на количество участников общей собственности, при этом доли получаются одинаковыми.

Членский принцип может применяться в том случае, если на территории СНТ все граждане имеют участки одинакового размера.

Но тогда требуется согласие всех садоводов на участие в приватизации земель общего пользования;

2) принцип долевого участия по размеру участка, при котором доля в общем имуществе соответствует площади участка гражданина в процентном отношении к общей площади первоначального отвода под товарищество. Требуется согласие всех садоводов на участие в приватизации земель общего пользования;

3) принцип долевого участия по соглашению будущих участников общей собственности обычно применяется, когда часть садоводов отказалась от участия в приватизации земель общего пользования.

Этот способ – наиболее распространенный в настоящее время. Следует учесть, что он требует обязательного соблюдения определенных процедур оформления отказа от права участия в приватизации.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Источник:

Земли общего пользования в СНТ

Фото 3

Общее имущество в СНТ может быть собственностью самого СНТ или совместной собственностью его членов.

Помимо членов СНТ участки в садоводствах могут иметь люди, не входящие в организацию, – тогда они обязаны платить садоводству за пользование землей общего пользования в СНТ.

Правоустанавливающие документы на общее имущество – документация, которая должна быть у СНТ.

Выделение участков под общие объекты осуществляется в рамках межевания СНТ. На основе него участки должны быть поставлены на учет в Росреестре. Если в СНТ проводятся комплексные кадастровые работы, общие участки также будут сформированы и отражены на карте-плане.

Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

Фото 3

Аренда: противоречивая практика

Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

  • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
  • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

Что такое ЗОП?

Фото 5

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земли общего пользования в СНТ. Использование для садоводства

Земли общего пользования – это та часть земель СНТ, которая не занята личными участками. они предназначены для пользования всеми садоводами. Садоводческие земли подразделяются на участки и общественные земли.

К общественным землям относятся те, которые не закреплены за конкретными людьми. Они используются для общих нужд членов товарищества. По назначению их можно разделить на:

  • дороги;
  • пожарные водоёмы;
  • площадки для отдыха;
  • детские площадки;
  • землю под общественными зданиями;
  • и т. п.

Особенности их использования отражены в ФЗ №66. В частности, эти земли передаются товариществу бесплатно. Их можно приватизировать. Но сделать это сложнее, чем с личными участками, поскольку так называемая «дачная амнистия» в данном случае не действует.

Эти земли могут быть оформлены тремя способами:

  • как коллективная собственность членов СНТ;
  • собственность садоводства (как юридического лица);
  • или как предоставленные в бессрочное пользование.

Соответственно, должен быть оформлен или акт о передаче их в собственность или документ дающий право пользования.

В первых двух случаях земли ставятся на кадастровый учёт, что имеет определённые преимущество:

  1. Невозможен самозахват садоводами или «со стороны».
  2. Есть возможность зарегистрировать все постройки на них.
  3. Появляется право распоряжаться участками, в том числе сдавать в аренду.

Назначение и цели использования

Пользоваться такими землями могут все садоводы, состоящие в данном товариществе. При этом неважно, насколько далеко или близко личный участок находится от общественного.

Посторонних людей можно не пускать на эти земли. Но штраф за это брать нельзя, так как у СНТ и его отдельных членов нет таких полномочий.

Каждый общественный участок предназначен для обеспечения каких-то нужд и имеет своё назначение. К ним относятся:

  1. Перемещение – дороги, проезды, переулки и т. д.
  2. Отдых – спортивные и детские площадки, водоёмы.
  3. Санитарные и защитные зоны.
  4. Пожарные водоёмы.
  5. Размещение зданий – например, подсобных помещений или того, где размещается правление.
  6. Размещение необходимых коммуникаций. Это могут быть опоры ЛЭП, газопроводы, трубопроводы и т. д.

Как допустимо использовать

Пользоваться им могут все садоводы, но только по назначению. Кроме того, некоторые участки можно сдавать в аренду членам СНТ. Но для этого необходимо соблюдение некоторых условий:

  1. Земли должны быть в собственности, а не в пользовании.
  2. Обязательно получение согласие собрания членов.
  3. Использование не ухудшает состояние земли и положение остальных садоводов. Например, нельзя размещать на подобных участках септики канализации.

Кроме того, некоторые участки каким-либо образом менять нельзя. К примеру, ширина проездов должна оставаться не меньше определённого размера, не разрешается засыпать пожарные пруды и т. д.

Варианты оплаты аренды:

  • деньгами;
  • общественными работами.

В последнем случае арендатор получает право пользования землёй, а взамен этого обязуется произвести какие-либо работы. Например, расчистить этот участок от мусора, обрезать растительность и т. п.

Деньги, полученные от аренды, должны идти на нужды СНТ. Это может быть благоустройство территории, ремонт или оплата земельного налога за общественные зоны.

Как недопустимо использовать

Категорически запрещено:

  1. Увеличивать за счёт общественных зон собственные участки.
  2. Использовать их в качестве свалки, для хранения стройматериалов, отходов и т. п.
  3. Высаживание растений без специального разрешения.
  4. Располагать на них автомойки, мастерские и другие объекты, предназначенные для заработка.

Ответственность за нецелевое использование

Как правило, при обнаружении нарушений сначала выносится предупреждение. Если самозахват и его последствия не устранены, на виновника может быть наложен штраф.

Для частных лиц он составляет около 500 – 1 000 рублей. Но если нецелевым использованием занимается должностное лицо, ему придётся заплатить 1 000 – 2 000 рублей.

Для юридических лиц штраф ещё выше – 2 000 – 20 000 рублей.

Итак, общественные земли в садоводстве предназначены для того, чтобы обеспечивать потребности его членов. Иногда их можно взять в аренду, но занимать самовольно нельзя.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-66-30, Санкт-Петербург +7 (812) 309-36-67 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник:

Вопросы и ответы

СНТ, Московская область.

Подготовили необходимые документы (СРЗУ), подали в МФЦ документы для предварительного согласования земельного участка. Это участок - дороги, проезды и т. д.

В постановлении от 2004 года есть его размер (мы в него вписались), указано, что эти ЗОП в постоянном бессрочном пользовании. Основная категория - земли поселений.

Что имеем в итоге:

1. Получено постановление о том, что схему утвердить.

2. Установить вид разрешенного использования - ЗУ (территории) общего пользования.

3. Отнести ЗУ к категории земли населенных пунктов.

4. Предварительно согласовать СНТ предоставление ЗУ.

5. КУМИ направить документы в Росреестр.

6. СНТ обеспечить проведение кадастровых работ и осуществить постановку на КУ.

Мы все это затевали, чтобы оформить этот ЗУ в собственность СНТ бесплатно, как предусмотрено ЗК РФ (нет под рукой ст).

Мы еще удивились, что так резво все прошло, положительное решение.

В итоге получается, что одновременно с утверждением СРЗУ они определили/поменяли нам вид и категорию земель. Мы-то об этом не просили.

Как я понимаю, в нынешних формулировках собственность мы не оформим. Но для нас это важно. Мы хотели бы огородить участок, навести на нем порядок, вести на нем свою деятельность, как нам необходимо. А администрация хочет нарезать за нашей территорией участки, воспользоваться нашей готовой инфраструктурой.

Благодарю за помощь.

Эксперт:

Для правильного и полного ответа на ваш вопрос нужно изучить документы, которые должны быть у вас, а именно:

1) кадастровыми номер ранее учтенного земельного участка;

2) документ, подтверждающий предоставление земельно участка вашему юридическому лицу;

3) если у участка нет координат, то нужны координаты участка, либо показать на карте где он находится;

4) тот документ, который приняла Администрация;

5) если есть, то Правила Землепользования и застройки муниципального образования где находится ваш участок;

6) если есть. то Генеральный план населенного пункта, поселения

7) если есть, то проект Планировки и застройки участка

8) если есть то сведения Государственного реестра градостроительной документации относительно вашего участка, а также Градостроительный план земельного участка.

В нашем СНТ земли общего пользования переданы в начале 1997 г. в коллективно совместную собственность. До сегодняшнего дня не мелованны. Т-к снт с 1996 г, заборы стоят давно по границам участков и межуются садоводы по этим заборам. Один садовод , участок которого имеет общую границу с землями общ пользования ( проходит дорога с 1996 г,) провёл межевание участка в июле 2016 ( но документы были оформлены только в июне 2017г.) не согласовал границу с председателем ( как потом оказалось кадастровый инженер подал объявление в газету), хотя все данные председателя у него были и он постоянно ходил к нему по любому поводу. По границе проходит подъездная-пожарная дорога к участкам, а также в лес, который прилегает вплотную к участкам ( без 5 м полосы). Инженера никто не видел, никаких межевых знаков и поворотных точек установлено не было. И вдруг этот садовод стал устанавливать столбы с другой стороны дороги, захватив всю дорогу. Что нам делать? Мы обращались в прокуратуру, Росреестр, мчс, земконтроль местный, но получаем одни отписки. Неужели законы не действуют у нас совсем.

Эксперт:

Уважаемая Людмила,

Госорганы, куда Вы обращались, не уполномочены решать такие споры между владельцами частных земельных участков, один из которых принадлежит гражданину, другой — СНТ, тут только суд может Вам помочь.

Статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Если у Вас есть проект межевания территории СНТ или иной документ,  утвержденный местными властями, на котором зафиксированы границы земель общего пользования СНТ, в том числе дороги, которую захватил предприимчивый садовод, то тогда Вам нужно обратиться в суд с иском о признании результатов межевания участка данного садовода (межевого плана) недействительным и о внесении изменений в описание местоположения границ указанного земельного участка, содержащееся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст.38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. 

Поэтому суд будет давать оценку действиям кадастрового инженера — изучать документы, представленные садоводом, и Ваши документы, на предмет наложения границ участка садовода на земельный участок общего пользования, принадлежащий СНТ. Скорее всего, Вам потребуется ходатайствовать перед судом о назначении землеустроительной экспертизы, в ходе которой эксперт на месте будет изучать вопрос наложения границ. 

С уважением, Артемьев Роман

P.S. При возникновении других вопросов или необходимости в подготовке документов  - обращайтесь  в чат к юристу.

Эксперт:

 Людмила! Считаю необходимым и целесообразным дополнить и поддержать позицию юриста Артемьева Романа.

Один садовод , участок которого имеет общую границу с землями общ пользования ( проходит дорога с 1996 г,) провёл межевание участка в июле 2016 ( но документы были оформлены только в июне 2017г.) не согласовал границу с председателем ( как потом оказалось кадастровый инженер подал объявление в газету)
Людмила

Во-первых следует отметить, что согласно действовавшему на период межевания Вашим соседом земельного участка Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ одобрение проекта межевания территории СНТ относилось к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ (ст.21):

1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Член же Вашего СНТ самовольно провел межевание, без проведения общего собрания в нарушение закона.

По границе проходит подъездная-пожарная дорога к участкам, а также в лес, который прилегает вплотную к участкам ( без 5 м полосы)
Людмила

Во-вторых, что касается вопроса непосредственно имущества общего пользования в СНТ.

Как следует из ст.1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ (с 1 января 2019 года утратил силу, но действовал в период вышеуказанных правоотношений)  

имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В соответствии с п.2 ст.4 данного закона:

2. В  садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. 

Теперь обратимся к п.4 ст.13 данного закона:

4.Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Согласно п.5 ст.13 и п.2 ст.15  N 66-ФЗ  члену СНТ предоставляется один земельный участок в пределах нормы его предоставления.
Обратим внимание на п.1 ст.33 вышеуказанного закона, в соответствии с которым  

нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально — демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно — эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.

При этом, примем во внимание, редакция ФЗ № 66 на период 2018 года прямо содержала следующую норму (ст.14):

площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Таким образом, с учетом вышеназванных норм закона, а также принимая во внимание санитарные нормы и правила, в том числе СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, выдержки из которого привел выше коллега, результат межевания, который провел Ваш сосед-садовод, обратившись к кадастровому инженеру по объявлению, очевидно является ошибочным и осуществлялся вразрез требованиям законодательства.

Что нам делать? Мы обращались в прокуратуру, Росреестр, мчс, земконтроль местный, но получаем одни отписки. Неужели законы не действуют у нас совсем.

Людмила

В связи с этим в целях оспаривания действий члена СНТ по межеванию земельного участка Вас следует обратиться с иском в суд, поскольку остальные контрольные и надзорные органы и ведомства (прокуратура, земконтроль, росреестр) вмешиваться в дела СНТ не будут в силу п.1 ст.64 ЗК РФ. В качестве третьего лица в суд будет привлеченорган местного самоуправления, который собственно в свое время передал земельные участки в собственность СНТ, обладающий необходимыми землеустроительными документами. В рамках судебного спора будет проведена независимая землеустроительная экспертиза, заключение которой суд должен учесть при  разрешении спора (ст.67, 79, 86 ГПК РФ).

Источники

Использованные источники информации.

  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/zemli-obshchego-polzovaniya.html
  • https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html
  • https://1pozakonu.ru/osobennosti-polzovaniya-zemlej-obshhego-polzovaniya-v-snt.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий