Как часто проводится тренировка по эвакуации людей

 

Обязательно ли на предприятии нужно проводить противопожарные тренировки и учебные эвакуации людей при пожаре? Как часто это нужно делать – периодичность проведения. Как организовать тренировку по пожарной безопасности?. Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях

Что это такое?



Тренировка по пожарной безопасности представляет собой осуществление комплекса событий, связанных с противопожарными мерами в отношении помещений, построек цехов со стороны персонала организации при проявлении возгорания или угрозе пожаров.

Во время этих мероприятий происходит отработка способов и приемов эвакуации служащих, проверяются первичные предметы пожаротушения (пожарные рукава, инструменты – бугры, отпоры, лопаты, совки, ведра) целостность огнетушителей, наличие на них пломб и действительности срока годности

Также практической отработке подлежат действия персонала, ответственного за противопожарное состояние в организации, слаженность в действиях по ликвидации пожара и использовании первичных средств тушения, своевременном сообщении в государственные органы о произошедшем возгорании.

В части работы обычного персонала отрабатываются модели эвакуации, среднее время, правильность всех действий – выход сотрудников в направлении, соответствующем знакам безопасности (эвакуации).

Также на предприятиях с повышенной опасностью проявления возгорания или иных негативных последствий, при работе с вредными и опасными веществами, отрабатывается ликвидация последствий с учетом специфики работы и использования специальных средств индивидуальной защиты ответственными подразделениями.

При этом важным моментом является полное документальное отражение проведения всех этапов тренировки по пожарной безопасности с последующими выводами, как в отношении обычных сотрудников, так и специалистов в области охраны труда с отражением общей эффективности деятельности всех служб, их слаженности и исполнения внутренних предписаний.

Организация тренировок по эвакуации при пожаре

Руководитель эвакуации

Тренировка по эвакуации людей при пожаре имеет следующие цели и задачи:

  • Научить персонал оценивать уровень угрозы.
  • Создание психофизической готовности к опасной обстановке.
  • Отработка навыков действовать самостоятельно, быстро: определение места расположения, направления маршрута эвакуации.
  • Отработка навыков оказания первой помощь, вызова пожарной службы, использования установок, систем пожаротушения.
  • Проводится тренировка с учетом специфики предприятия: сохранность оборудования, техники, материальных ценностей.

Тренинги разбивается на этапы:

  1. Подготовительный или информационный этап. В это время со всеми участниками проводится инструктаж. Им доводится следующая информация:
  • тема, задачи, цели учения;
  • схемы эвакуации, направление движения;
  • знакомство с существующей системой пожарной защиты;
  • другие сведения о пожарной безопасности.
  1. Практический этап (проведение тренировки). Длится не более 3-х часов от сигнала пожарной тревоги до сигнала отмены. Сигнал может быть условным, которым договорились пользоваться для проведения учений или действующим звуковым.
  2. Подведение итогов. Проведение совещания, на котором определяется результат, ставится оценки действий всех участников.

Разработка планов-схем эвакуации

Схемы эвакуации являются одни из самых первоочередных документов планов учений, его графическая часть. Она бывает следующих видов:

  • секционная (для части помещения, разделенного большим количеством перегородок);
  • локальная (для отдельного помещения);
  • этажные (для всей площади этажа);
  • сводные (комплект всех схем).
Образец плана эвакуации

Планы-схемы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р . Они представляют собой строительные схемы помещений. На них наносится следующая информация (условные обозначения):

  1. Пути эвакуирования в виде направляющей полосы со стрелками.
  2. Аварийные выходы или эвакуационные двери.
  3. Опасные места вдоль направляющей линии.
  4. Наличие установок, систем пожаротушения.
  5. Наличие средств связи.
  6. Наличие спасательных средств.
  7. Площадка сбора (безопасного скопления) людей и т.д.

Схемы вывешиваются в людных местах для ознакомления в фотолюминесцентном исполнении.

Подведение итогов

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре, подвести итоги, сделать выводы? Чтобы правильно оценить действия участников, назначаются наблюдатели. Это могут работники учреждения, предприятия, пожарные инспекторы, работники МЧС. Они оценивают участников учений по следующим показателям:

  • Знание схем эвакуирования людей.
  • Понимание поставленных задач.
  • Правильность и скорость действий.
  • Навыки оказания первой помощи и другие.
Эвакуация в детском саду

На итоговом совещании разбираются допущенные ошибки, выставляется оценка учению — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». С учетом итогов составляется новый план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

Видео:

Подготовка к тренировке

Подготовка к тренировке

Для начала нужно разработать инструкцию по проведению противопожарной тренировки для вашего предприятия. Готовой инструкции — не существует! В качестве основы рекомендуем использовать методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре», утвержденные МЧС от № 1-4-60-10-19.

Тренировки могут быть общеобъектовыми — для всего персонала объекта, по структурным подразделениям, индивидуальными и совместными с пожарными службами. Для каждого вида тренировки — своя инструкция.

  • Скачать методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»

Организация тренировок по эвакуации с объекта

На занятиях отрабатывают способы эвакуации рабочих, проверяют наличие огнетушителей, работоспособность устройств тушения пожара, наличие инструментов, лопат, бугров, совков, ведер. При осмотре огнетушителей проверяют, есть ли на них пломбы и не прошел ли срок годности прибора. Во время учебы отрабатывают действия служащих, лиц, которые несут ответственность за ПБ.

Методические рекомендации организации тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре регламентируют осуществление мероприятий в сфере ППЗ, действия работников по сохранности помещений, приборов, объектов при угрозе пожара.

Отрабатывается методика использования огнетушителей, действий по устранению возгорания, своевременного вызова пожарной команды, осуществления мер по тушению пламени.

Работники отрабатывают:

  • методику эвакуации;
  • период выхода из здания;
  • правильность действий при возгорании;
  • выход в направлении, указанном знаками.

Противопожарные тренировки на энергетических предприятиях с высокой опасностью пожара или взрыва проводят ежеквартально. При работе сотрудников с токсичными элементами отрабатывают устранение последствий пожара с учетом выполняемой деятельности. Персонал проходит обучение правильному применению СИЗ.

Все этапы тренировок по ПБ записывают в журнал занятий. Эти действия выполняют сотрудники и лица, отвечающие за ПБ в учреждении. Действия работников, спасательных служб и пожарных должны быть слаженными и максимально эффективными.

Для учреждений учения не являются обязательными по федеральным нормам. Обязательны противопожарные тренировки на энергетических предприятиях, которые работают в условиях взрывоопасности или с ядовитыми веществами. Но руководители других организаций также должны хотя бы раз в год проводить учения по пожаробезопасности.

Во время учений выявляют недостатки ППЗ и убирают их до проверки инспектором пожарной охраны. Если инспектор найдет недостатки в организации СПБ, на руководство предприятия накладывают штраф или деятельность предприятия приостанавливается до тех пор, пока не будут устранены недостатки. Определение недочетов позволяет проводить профилактику действий при возгорании. Занятия позволяют сохранить людям жизнь, если возникнет пожар.

Фото 1

Кто обязан проводить противопожарные тренировки?

Кто обязан проводить противопожарные тренировки?

Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от  N 390, пп. 12:

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты.

Таким образом, если в вашей организации работает (находится) больше 50 человек, то для вас противопожарные тренировки — обязательны!

Ответственность

Непроведение тренировок по эвакуации в случае пожара (равно как и неправильное оформление тренировок) может повлечь наложение штрафов на юридическое лицо — от 150 000 до 200 000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 30 000 руб. и на должностных лиц организации — от 6 000 до 15 000 руб.

Не проводить тренировки — невыгодно!

График проведения противопожарных тренировок

Директором в зависимости от осуществляемого процесса производства назначается периодичность проведения противопожарных тренировок. Предприятия, в которых персонал работает с ядовитыми, опасными веществами, проводят учения каждый квартал.

Противопожарные тренировки на предприятии могут проводиться по графику, т.е. быть плановыми или неплановыми, их проводят в связи с опасной ситуацией в отрасли, взрывами на заводах отрасли. На остальных предприятиях плановые занятия по ПБ бывают раз в год.

Порядок проведения учений содержит этапы:

  1. Создание приказа о проведении учений.
  2. Составление плана учений инспектором пожарной охраны.
  3. Утверждение плана учебы администрацией учреждения.
  4. Теоретическая подготовка к проведению мероприятий во время учений.
  5. Запись в журнале о прошедших занятиях.

В компании имеется план эвакуации, его разрабатывают в соответствии с нормами ПБ. Учения по эвакуации осуществляют с участием служащих компании и служб ПБ учреждения.

Каждый этап учений записывается в журнале. Назначение занятий происходит согласно приказу, проведение учений регламентируется планом занятий, окончание учебы — актом комиссии по ОТ. Закон не обязует все предприятия проводить регулярные ежеквартальные тренировки, но проведение учений раз в год должно предусматриваться во всех компаниях, согласно регламенту.

Противопожарные тренировки подразделяются

Учения делятся на такие виды:

  • объектные;
  • структурных подразделений;
  • проводимые с ГПС;
  • индивидуальные.

Темой объектной учебы считают сбой работы предприятия по причине возгорания, в ней участвуют все сотрудники. Руководителем занятий назначается директор компании. Занятия подразделения — это учения, темой которых является сбой работы участка, в них участвуют работники только данного участка.

В учениях с ГПС принимают участие персонал и сотрудники ГПС. В процессе таких тренировок отрабатывается взаимодействие рабочих и ГПС. Во время учебы по приказу директора приглашают посредников, которые наблюдают, чтобы действия соответствовали правилам ТБ.

Индивидуальные занятия проводят для новых сотрудников и для тех, которые не принимали участия в плановых учениях по причине болезни или отсутствия. Все виды занятий направлены на отработку навыков реагирования служащих при возникновении в компании взрыва или возгорания.

Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

от 4 сентября 2007 года N 1-4-60-10-19

Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях  



УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
инспектор Российской Федерации
по пожарному надзору
Г.Н.Кириллов

1. Общие положения


Методические рекомендации подготовлены УГПН МЧС России в целях совершенствования системы подготовки персонала объектов к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций за счет повышения роли тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретение персоналом объектов устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров и иных чрезвычайных ситуациях.

Задачи проведения противопожарных тренировок


Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:

Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.

Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты.

Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом.

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.

Отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.

Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения.

Проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара.

Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие.

Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.

Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок не являются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых по его мнению не пострадает способность персонала решать задачи, при возникновении возможного пожара.

Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

2. Организация подготовки и проведения тренировок


Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки используя план эвакуации объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки в котором отражается тема тренировки, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке - дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

- организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

Посредник обязан:

- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

- в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;

- в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

Довести информацию об объёмно-планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Довести замысел тренировки;

Довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие отличительные знаки:

- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;

- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;

- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

- зона задымления - синими флажками;

- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

3. Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов


Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

- представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

- руководитель тушения пожара (от АС - при цеховой и объектовой тренировке и от ГПС - при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

- действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

- посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

- руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; должностных инструкций, знание мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по технике безопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.

Фото 2

Тренировочная эвакуация 

Тренировочная эвакуация 

Т.к. не существует типовой инструкции по проведению противопожарной тренировки, мы рекомендуем придерживаться общей схемы.

Эвакуация начинается после срабатывания системы оповещения, запущенная в ручном режиме. Сотрудники должны покинуть свои рабочие места организованно и в строгом соответствии с заранее утвержденным планом эвакуации. Персонал следует в безопасное место сбора, расположенное, как правило, на улице. Ответственные лица проверяют, весь ли персонал эвакуировался, фиксируют допущенные ошибки при эвакуации. Обязательно фиксируется общее время эвакуации.

Вопросы и ответы

Допустимо ли производить погрузочно-разгрузочные работы через эвакуационные выходы в торговом центре, при том что имеются специально отведенные для этого места?

Если не допустимо, то какие именно нормы это запрещают?

Эксперт:

Алексей, добрый день.

Подобное недопустимо в силу того, что данные действия противоречат требованиям законодательства безопасности и нарушают условия противопожарной защищенности объекта.

Здесь стоит учесть, что согласно «МДС 12-23.2006. Временные рекомендации по технологии и организации строительства многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в Москве» (утв. Приказом ФГУП «НИЦ „Строительство“ от 08.06.2006 N 74)

Во всех производственных, бытовых и административных помещениях на случай возникновения пожарадолжна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей через эвакуационные выходы.

В силу ст. 89 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

Ст. 53 данного закона говорит о том, что

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

О несоблюдении этих условий как раз свидетельствует проведение погрузочно-разгрузочных работ через эвакуационные выходы.

Эксперт:

Алексей!

В первую очередь это нарушает требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Эксперт:

уважаемый Алексей!

Нормы, непосредственно запрещающей проводить разгрузку через эвакуационные выходы, нет.

Однако, есть общие требования, которые устанавливают соблюдения постоянной возможности к эвакуации людей через данные пути, что, в свою очередь, подразумевает запрет их занятия проведением разгрузочных работ.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и
сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет
эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них
средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и
групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение
пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей
эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в
соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:
1) из помещений первого этажа наружу:
а) непосредственно;
б) через коридор;
в) через вестибюль (фойе);
г) через лестничную клетку;
д) через коридор и вестибюль (фойе);
е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого:
а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б),
расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения
категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях
размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

С уважением, Райнхард Хайдрих.

Эксперт:

Алексей, добрый день! В действующих Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 данный запрет определен п. 122 раздела VII Объекты организаций торговли

Запрещается в рабочее время осуществлять загрузку (выгрузку) товаров и тары по путям, являющимся эвакуационными.

Хочу открыть свою школу танцев. С формой собственности уже определилась - это будет ИП. Проблема в другом - помещение под школу буду арендовать под самоотделку( без ремонта). Обязательно ли мне будет получать ЛИЦЕНЗИИ у пожарной службы и у санитарно-гигиенической службы, чтобы школа могла в этом помещении функционировать?Или можно обойтись без этого?

Эксперт:

Смотря что Вы там делать собрались...

Эксперт:

Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 2 ст. 33.1 Закона об образовании).
Лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам (п. 2 ст. 33.1 Закона об образовании).
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:
1. Общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п. 2 ст. 9 Закона об образовании). К основным общеобразовательным относятся программы (п. 3 ст. 9 Закона об образовании):
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
г) среднего (полного) общего образования.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (п. 6 ст. 9 Закона об образовании).
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (п. 8 ст. 9 Закона об образовании).
2. Профессиональные (основные и дополнительные).
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (п. 4 ст. 9 Закона об образовании). К основным профессиональным относятся программы (п. 5 ст. 9 Закона об образовании):
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
г) послевузовского профессионального образования.
Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (п. 6.1 ст. 9 Закона об образовании).
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (п. 8 ст. 9 Закона об образовании).
3. Профессиональной подготовки.
Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и такая подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (п. 1 ст. 21 Закона об образовании).


Однако ВАЖНО заметить, что не лицензируется:
- образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;
- деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ;
- индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Вам обязательно от МЧС (ст.6 ФЗ "О пожарной безопасности") и СЭС (ст.10, 24, 44 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) необходимо будет получит не лицензии, а заключение о соответствии нормам и правилам.

Эксперт:

Согласно п. 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение).

В соответствии с абз. 3 п. 4 указанного Положения образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Если Вы собираетесь проводить занятия в арендуемом Вами помещении, то следует обратиться внимание на Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации":)

2. В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.

6. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

7. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

8. На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.

12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

13. На объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.

14. Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака".

Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено".

Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".

21. Руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.

22. Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

24. Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.

25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

43. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.

Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Потому по вопросу соблюдения противопожарной безопасности Вам рекомендую обратиться в Управление МЧС, а по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологических норм – в СЭС или Роспотребнадзор, так как есть ряд требований к помещениям, предназначенным для обучения детей, пр.

Эксперт:

Прежде всего необходимо уточнить, что заключения Роспотребнадзора (СЭС) и ГПС лицензиями не являются. Это документы, не обходимые для получения лицензии, если в целом ваша деятельность является лицензируемой. Чтобы определить, является ли данная деятельность лицензируемой, необходимо знать детали - какой возраст обучающихся, будут ли выдаваться свидетельства, разовые это занятия или постоянные, обучение на профессиональной основе или любительское и т.д., является ли обучение спортивным)

Лицензированием образовательной деятельности, а именно нижеперечисленной образовательной деятельности, занимается Рособрнадзор. (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности") либо органы исполнительной власти субъектов РФ.

Образовательная деятельность, осуществляемая высшими учебными заведениями, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научными организациями, образовательными учреждениями, реализующими военные профессиональные образовательные программы, федеральными государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково")

Лицензирование профессионального дополнительного образования (с выдачей соответствующих сертификатов) регулируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства от 16 марта 2011 г. N 174. Лицензирование

Не требует лицензирования следующая деятельность?

- образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;
- деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ;
- индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (п. 2 ст. 48 Закона об образовании).

Далее цитирую сведения из путеводителя К+

"Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие органы (п. 4 ст. 33.1 Закона об образовании, п. 3 Положения):
а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) - в отношении следующих организаций (п. 24 ст. 28 Закона об образовании, абз. 2 п. 3 Положения):
- высшие учебные заведения;
- образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные программы, к которым установлены федеральные государственные требования;
- научные организации;
- образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы;
- федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 252. В случае передачи данных образовательных учреждений в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, их лицензирование (а также переоформление лицензий) будет производиться органами исполнительной власти субъектов РФ (с того момента, как в отношении образовательного учреждения будет внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ) (письмо Рособрнадзора от 13.02.2012 N 05-389);
- российские образовательные учреждения, расположенные за пределами территории РФ.
Контактная информация Рособрнадзора приведена на сайте http://www.obrnadzor.gov.ru;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия РФ в области образования, переданные для реализации органам государственной власти субъектов РФ, - в отношении всех иных образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, а также организаций, которые расположены на территории субъекта РФ и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки (пп. 3 п. 1 ст. 28.1 Закона об образовании, абз. 3 п. 3 Положения).
Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование образовательной деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он свой. "

Лицензионными требованиями (п. 5 Положения)являются

1. Наличие оснащенного помещения, соответствующего требованиям, в частности:

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 N 986); - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106); - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189); - СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27); - ППБ-101-89 "Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений" (утв. Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541)

Санитарные требования к учреждениям дополнительного образования изложены в СанПиН2.4.4.1251-03, например

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятийритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следуетустанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами навысоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеныеили покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные идушевые для девочек и мальчиков, оборудованные раковинами для мытья рук сподводкой горячей и холодной воды.

При организации теоретических занятийвыделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерскаяплощадью не менее 18 м2.

Безусловно, нормы не ограничиваются данными требованиями, советую ознакомиться с данным документом, если вы планируете обучение детей.

2. Наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования,

учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам,

3. Наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования

4. Соблюдение требований к организации образовательного процесса, приведены в ст. 15 Закона об образовании.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://azbukaprav.com/ohrana-truda/pozharnaya-bezopasnost/protivopozharnaya-trenirovka.html
  • https://pozharanet.com/pozharnaja-bezopasnost/normy-i-pravila/plan-provedeniya-trenirovok-po-evakuatsii-lyudej-pri-pozhare.html
  • https://normativ.org/lib/pozharnaya-bezopasnost/protivopozharnyie-trenirovki-provedenie-periodichnost-i-uchet/
  • https://nebezopasno.com/plan-provedeniya-trenirovki-po-evakuatsii-lyudej-pri-pozhare/
  • http://docs.cntd.ru/document/499005837
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий